Вышивка крестом на Руси

21.09.2015 00:16
Поделиться:
Вышивка крестом на Руси

В жизни русского народа вышивка крестом всегда занимала важное место. Практически в каждом доме женщины занимались рукоделием, ведь для создания красивой одежды не нужно было сложных приспособлений, а только ткань, нитки и иголки. В те времена достать в лавках схемы для вышивания или специальные наборы было практически невозможно, и мастерицам приходилось выкручиваться из ситуации любыми способами. С помощью элементарных предметов создавались настоящие шедевры повседневной жизни, такие как:

- оригинальные скатерти и занавески;

- трогательные подзоры и полотенца;

- симпатичные передники и головные уборы;

- модные в то время платья и юбки.

К сожалению, будни русских деревень быстро изнашивали вышитые изделия, и по этой причине до нас дошло очень мало вышивки из древности. Изучать вышивку как отдельное искусство начали лишь в 19-ом веке, потому в музеях вы сможете встретить образцы, созданные самое раннее в 18-ом веке.

Выбор материала и цвета в старину

Климат России не позволял людям выращивать хлопок для пряжи, стало быть, вся одежда изготовлялась изо льна и конопли. Основой для вышивки служило отбеленное тонкое полотно, а схемы для вышивания наносились на нее льняными нитками. В 19-ом веке лен был частично заменен шерстью, и от этого узоры стали получаться еще интереснее.

Как известно, основным цветом русской, как впрочем, и украинской вышивки является красный с огромным количеством различных оттенков. Тон в первую очередь зависел от материала ниток и выбранных красок. Кроме того в вышивке нередко использовались желтые зеленые и синие тона, однако рукодельницы того времени старались не вплетать в узор черные оттенки, поскольку считали это недобрым знаком. Черные орнаменты можно встретить лишь в некоторых вышитых экземплярах из тамбовских и воронежских губерний.

Мотивы русской вышивки

Среди великого разнообразия мотивов в русской народной вышивке преобладали образы птиц, коней и деревьев. Данный выбор, прежде всего, обусловлен культами славян, которые верили в птицу-солнце, сидящую на небесном древе. Конь здесь выступает в качестве символа движения солнца по небосводу. Нередко в краеведческих музеях по всей России мы можем увидеть орнаменты с деревом в центре композиции, к которому обращены взоры зверей и птиц, иногда дерево находится в центре какого-нибудь языческого храма, что еще больше подчеркивает его значение. Как видите, даже без присутствия в жизни наших предков такого важно сейчас элемента как схемы вышивки, они прекрасно научились создавать удивительно красоты образы на ткани.

Другие новости
Мы используем файлы cookie. Продолжив использование сайта, Вы соглашаетесь с политикой использования файлов cookie, обработки персональных данных и конфиденциальности. Подробнее